Мои тексты - не попса
считает лидер финско-татарской группы "КГБ" Дениз Бадретдин
Сегодня в Финляндии завершается фестиваль татарской рок- и фолк-музыки.
Два дня в театре "Савой" на сцену выходили самые известные татарские
исполнители мира - певица Зуля Камалова (Австралия), крымский гитарист Энвер
Измайлов, аккордеонист, флейтист, певец и танцовщик Айдар Файзрахманов, ансамбли
"Башкарма" (Финляндия) и "КГБ" (Хельсинки - Казань).
С лидером двух последних (а по совместительству - вдохновителем фестиваля) Денизом
БАДРЕТДИНОМ мы сумели побеседовать во время его последних визитов в столицу
РТ.
- По-татарски словосочетание "живая музыка" означает еще и "душевная".
Духовности явно не хватает татарской эстраде. Ей не достает даже банальной энергетики,
без которой я не мыслю рок-музыку.
- А как она появилась в вашей жизни?
- Рок-музыка началась для меня в детстве, когда я услышал песню Blue Suede Shoes
в исполнении Элвиса Пресли. Но самыми важными, безусловно, стали "Битлз",
которых я услышал, когда они только-только появились на эстраде. Мне было тогда
10 лет, и папа подарил мини-альбом на день рождения. Там были такие вещи, как
Twist And Shout, I Saw Her Standing There. Это меня жутко заводило. Естественно,
увлекся игрой на гитаре. В школе у меня был друг финн Юкка Толонен -ныне знаменитый
гитарист. Я, кстати, его менеджер. Он многому меня научил: тогда можно было
овладеть классической гитарой либо джазовой. И я подумал, что смогу быть таким
же, как Юкка. Но его сейчас признают все музыканты мира и ставят в один ряд
с Эриком Клэптоном, Джоном МакЛафлином. А я играю в "КГБ". Музыку
же начал писать лет через десять.
- Не было времени?
- Возможно, я просто не дорос до композиторства... Были какие-то зачатки в молодости.
В 20 лет я играл в финской рок-группе на бас-гитаре. Один парень писал музыку,
а я - слова на английском, И лишь потом появился ансамбль "Башкарма".
Корни его следует искать в конце 60-х, когда существовал коллектив "Звуки
Чингисхана". Две гитары, бас, барабаны - мы играли красивые инструментальные
композиции. А я любил Клэптона с Хендриксом. Так мы разошлись. Вокалистка Дина
и я перешли в "Башкарму". Выпустили две пластинки - в 74-м и 79-м
- вторая мне до сих пор нравится. Несколько лет Мы находились в состоянии полураспада
- кто-то уехал за границу, я уехал из Хельсинки на несколько лет... А у финнов
есть знаменитый фолк-фестиваль "Каустинен", ради которого ансамбль
собрался вновь. Меня тогда нашли, попросили рассказать о национальных меньшинствах
Финляндии. Собрались три гитариста: Бату Алкара, Карим Шакир и я. Дина пела.
И так понравились всем! Пошла череда концертов, в 89-м приехали в Казань, дали
серию выступлений под девизом "Тоскую по вам, друзья!" Даже в деревни
выезжали. Записали диск. В 1991 году - я считаю этот год лучшим в карьере -
выступали в Театре эстрады в Москве два дня, пришли в общей сложности 1800 человек.
Ко мне подошел Борис Брунов, сфотографировался и сказал, что столько публики
никто до нас не собирал... Я смотрел в будущее с радостью - думал, что именно
здесь мы будем развиваться, ведь мы же пишем музыку для татар! Но жизнь сложилась
так, что пришлось устраивать жизнь по-иному.
- Зато появилась группа "КГБ".
- Да. Я познакомился в Казани с музыкантами группы "Акт" - через команду
под названием "Записки Мертвого Человека", которые предоставили нам
аппаратуру. Они согласились играть вместе со мной. Впервые мы пели на I Всемирном
конгрессе татар. С тех пор я езжу за 1600 километров из Хельсинки, чтобы хотя
бы иногда поиграть с ними. Мы сумели записать дебютный диск, а на фестивале
даже представим новую инструментальную композицию, посвященную моему отцу.
- Но они же все русские? Вы им что - ноты показываете? Как вы объясняете им,
что играть?
- Я не умею читать ноты. У нас есть какая-то химия в коллективе, которая и пишет
песни. Я показываю только основу. В группе играют даже не таланты -золотые музыканты.
Они чувствуют, что я от них хочу.
- Ваша музыка - это прямо гимн семидесятым....
- Знаю, согласен - необходимо и новое. Но человек останавливается в музыкальном
выборе на своей юности - ты это тоже поймешь со временем. Новые произведения,
новых авторов мне трудно понять. В последнее время я склоняюсь к world music.
У меня, к примеру, много знакомых музыкантов из Индии. А к электронике никакого
интереса не испытываю.
- А не страшно, что такая музыка будет никому не нужна?
- Когда мы начинали, главным для нас было то, что мы играем интересную музыку
для себя. Глеб Антонов - саксофонист и певец -говорит: "Дениз, в моей жизни
есть только две важные вещи - опера и группа "КГБ". Остальное неважно".
Мы работаем для себя, радуемся собственным открытиям. Понравится ли музыка людям
- для нас второстепенно. Ведь, скажем, мои тексты совсем непопсовые - в них
поется о проблемах нации, о политике. Я считаю, что протест до сих пор остается
основой рока.
- Как рождается татарская музыка? В чем секрет?
- Мне кажется, надо просто быть татарином, пишущим песни. Именно твое отношение
к культуре, традициям, твое национальное самосознание рождает татарскую музыку.
Это необязательно должны быть пентатоника или терзания баяна. Главное - чтобы
у тебя внутри играла родная музыка...
Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №18 (172) 7.05.2004