Ильгам Шакиров: Нет гордости - нет нации
Татарский Орфей в детстве мечтал стать прокурором

Слушать Ильгама Шакирова - одно удовольствие. И не только на сцене. Он очень остроумный собеседник. Многое из своей жизни прячет за смешками и шутками. Но в неискренности его не заподозришь. То, что не скажет вслух, можно прочитать в глазах. Или услышать в песнях.

 

- Вы помните свое первое выступление?

- Я пел и танцевал лет с трех, А когда во время войны учился в первом классе, в деревне вздумали устроить новогодний праздник. С елкой проблем не было - лес был рядом. Собрались в клубе. Меня как гвоздь программы оставили на самый конец. Собрались женщины и дети. После елки мои сверстники подходили и говорили: "Когда ты пел, мамы плакали."

Я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя преступником. Как я мог заставить их плакать?! Это было так неудобно. Убийственно. Это сейчас понятно, что если люди плачут во время пения, это свято. Но тогда мне, маленькому мальчику, это было невдомек.

- А если бы не стали певцом?

- А я и не мечтал им быть. Я ведь и так пел. В начале по детской наивности хотел быть прокурором, чтобы отомстить тем, кто нас обижал. В 1937 году, когда мне было два года, отца, колхозника-кузнеца, забрали как врага народа. Нас было шестеро. Я - самый младший. И начались гонения.
Когда повзрослел, хотел быть учителем. Я был великолепный математик и физик. Никто в школе не мог сравниться со мной. В елабужский пединститут ездил поступать. Там, как сейчас помню, экзаменовал немец Люстик, Я не прошел. И хорошо. Потому что потом поехал в Казань и поступил в музыкальное училище.

А позже, когда уже стал артистом, поехал в Елабугу, где меня попросили принять участие во встрече со студентами в том самом институте. Ко мне подошел Люстик. Столько лет прошло, а он меня помнил. "Пожалуйста, простите, говорит. Вы не на пятерку, а на шестерку написали экзаменационную работу Было две причины, чтобы ее не ставить: во-первых, при институте было педучилище, выпускников которого принимали в первую очередь, а вторая причина: в анкете значилось, что вы - сын врага народа".

- Как ваша мама отнеслась к тому, что ее сын стал певцом?

- Для нее это не было открытием. Мы вместе с мамой пели. У нее был красивый, мягкий голос. Я бы даже сказал, что она была абсолютно равнодушна к моей популярности.

- А вы считаете, что все случилось так, как и должно было быть?

- Думал, что кем бы ни работал, все равно бы пел. Но музыкальное образование очень расширило кругозор. Ведь и актеру, и певцу для того, чтобы быть настоящим, нужно знать весь предшествующий опыт. От этого зависит, что ты хочешь сказать, выразить, донести до слушателя. Вот один случай из миллиона. Я взял в репертуар песню Сары Садыковой "Третий день подряд идет снег" на слова Мустая Карима. Песня о человеке, у которого в такую погоду ноют раны. Но ведь это песня не о здоровье. Исполнил ее на концерте. Зрители зааплодировали. Я очень рассердился неужели не поняли? Позднее давали концерт в Уфе, в театре Гафури. И вот там после песни в зале воцарилась тишина. Потом, конечно, захлопали. Мне было так радостно, что сумел донести до слушателей истинный смысл.

Консерватория дает академическое образование. Вы сразу планировали попасть на эстраду? - Еще в студенческие годы я пел на радио. Часто выступал с Гульсум Супеймановой. Наше пение носил ветер, ведь тогда не было записи. Пели в прямом эфире. И вот приехал агент, который пригласил меня в Уфу на радио. А я действительно хотел там работать. Пообещал квартиру, зарплату. Зга новость дошла до Жиганова. Пригласил меня Назиб Гаязович и стал ругать: "Ты - бесстыжий, в Уфу собрался?" Заставил меня подписать распределение в нашу филармонию.

В консерватории пел партии Евгения Онегина, Валентина, Демона, романсы Чайковского, Рахманинова, европейскую и русскую классику. Голос был, к тому же я не коротышка, рост позволяет выходить на сцену. Но меня тянуло к народной песне. Так вот более 50 лет езжу и выступаю. Теперь и петь не хочу, и ездить не хочу, но если долго нет концертов, все равно скучаю.

- Как вам удается столько лет держать голос в идеальном состоянии?

- А как Иван Семенович Козловский пел до 90 лет? Певец -это спортсмен. Если каждый день заниматься не будешь, голос потеряешь. Все время надо быть в форме. Сейчас каждый день заниматься лень. Я же живой человек. Но если у меня намечены концерты, то за неделю начинаю усердно готовиться.

- По какому принципу вы отбираете песни для своего репертуара?

- Если человек поет все, значит, он или не знает своих возможностей, или не имеет вкуса. Мне важна тема песни, ее текст. Да и без красивой мелодии песня - не песня. Сейчас вот поют песни без мелодий. Но кто их помнит, кто их поет?

- Вы работали в тот момент, когда осуществлялось партийное руководство искусством. На себе это ощущали?

- Без меня не проходил ни один правительственный концерт. У меня даже ни разу не было больничного, потому что я не имел права болеть.

Однажды пришлось выступать на правительственном концерте в Талды-Кургане в Казахстане. Оттуда поехал петь в Алма-Ату. Из Алма-Аты до Казани не было самолета, полетел в Уфу. Наконец добрался до Казани. Прилетел, а мне тут всыпали. Оказывается, пока я колесил, в Казань приезжал секретарь ЦК Воротников. Так что приходилось петь перед партийными тузами. Я-то знал, что коммунизм это - миф.

- Трудно было жить?

- Да ведь и сейчас дураки не перевелись. В "Туган тел" нельзя было исполнять четвертый куплет, где речь идет о молитве, об Аллахе. И в учебниках эти строки не печатали. У нас ведь под запретом были гениальные писатели - такие, как Гаяз Исхаки. Тинчурина тоже запрещали.

Когда в 1956 году Тинчурина вместе с другими политическими заключенными оправдали, первым тинчуринскую "Голубую шаль" поставил режиссер Сарымсаков. И все тридцать дней в июне шел этот спектакль. Я пел в сцене в лесу, И клянусь, в этом месте спектакль превращался в концерт. Обязательно звучали аплодисменты, просили повторить песню на бис. Старшее поколение знало эту пьесу. И поэтому билеты были проданы задолго до начала спектаклей. Спектакль в четырех действиях с тремя антрактами начинался в Половине восьмого вечера и шел до двенадцати. И никто не уходил из зала. Сейчас не у всех терпения хватит, наверное.

- Значит, публика изменилась?

- Народ стал черствее. А потом, как можно было уйти? Ведь там играли корифеи. Хаким Салимжанов, Ильская, Гульсум Камская, Уразиков, Гульсум Болгарская. Они не играли - жили. Они ведь на артистов не учились. Они были рождены артистами. Фатима Ильская читать не умела. И этот человек играл в шиллеровской пьесе "Коварство и любовь". И так аристократично это делала: откуда это? Бог дал. Сейчас таких артистов нет. У певцов так же. Иногда спрашивают, с каких пор я пою? Если человек знает, с каких пор он поет, это не настоящий певец.

- Вы стали легендой при жизни. Не каждому такое уготовано судьбой...

- Зачем вы меня ругаете?

- Но ведь возле вашей деревни стоит щит, гласящий, что это родина Ильгама Шакирова.

- Но это меня нисколько не трогает. Как маму не трогала моя популярность. Если меня кто-то хвалит, я бегу в сторону. Ненавижу похвалу.

- Что же, вы - редкий человек. Обычно людям приятна похвала.

- Особенно бездарным. Но кто из талантливых людей любил похвалиться, так это Ростропович. Помню, у меня был концерт в Московском институте инженеров-дорожников в Марьиной роще. Слушателей собралось видимо-невидимо. Перед концертом вдруг заходит человек: "Здравствуйте, я Ростропович". Я отвечаю: "Вы были в Казани в 57-м году, прекрасно выступили". А он: "Хотелось бы послушать, хотя бы из-за кулис". Посадить его действительно было некуда. И одно отделение он слушал, стоя за кулисами. Закончил я выступление песней "Дремучий лес". Ростропович подходит ко мне (смешно и очень похоже изображает Мстислава Леопольдовича): "Ты меня, Ильгам, просто убил, завтра ко мне, пожалуйста, в гости".

На следующий день после сборного концерта во Дворце спорта ровно в девять часов, как и обещал, я был у него. Галина Павловна встретила меня в вечернем платье. Ростропович тут же стал меня водить по квартире и хвастаться: "Это американская кухня" - и показывает, как там все зажигается, крутится. На столе одно татарское угощение: большой бэлиш, чак-чак. Кроме меня было еще три-четыре человека. И разговор почти все время крутился вокруг его знакомства с Билли Брантом, Жоржем Помпиду и другими государственными деятелями. Но у нас был общий музыкальный язык. Так что мне не стыдно было с ним общаться.

- Многие люди говорят, что вы - человек, имеющий свою точку зрения и при этом довольно смело ее высказывающий.

- Не мне это обсуждать. Но в свое время, в начале 60-х годов, я много выступал в институтских аудиториях перед студентами вместе с поэтами, литераторами. О чем я говорил? О том, что надо любить Родину, надо любить свое искусство, свою культуру. И приводил слова Расула Гамзатова: "Если в историю выстрелишь из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки".

Надо знать историю своего народа - своих поэтов, ученых, полководцев. Если знаешь, то появляется гордость. Не знаешь истории - нет гордости, а нет гордости - нет и нации. Такова формула. Ленин совершил ошибку, а вернее, катастрофу. Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, а интеллигенцию разогнал. А в итоге все надолго остались невеждами.

Наталья Титова,
"Восточный экспресс" №28 (182) 16 июля 2004

Взято с "Татарская рассылка"

Hosted by uCoz